Надгробные памятники в СПб

Форма надгробных памятников всех стран и поколений обусловлена их традициями и временем, в которых они создавались. Иногда они настолько глубоки, что трудно придать им определенный смысл и описать достаточно полно и конкретно. Тем не менее, можно найти некие закономерности, присущие надгробиям разных времен на кладбищах Петербурга.

Надгробные памятники в 18 веке

Многие из известных и сегодня петербургских кладбищ были созданы в 18 веке. Поэтому начнем описание с памятников упомянутого времени.

Основным материалом изготовления надгробных памятников в 18-19 веках был известняк и дерево. Надгробия простых граждан испокон веков изготавливались в форме деревянного креста. По понятным причинам, в основе которых лежит петербургский климат, такие памятники стояли на кладбищах совсем недолгое время.

Но уже в середине 18 века стали появляться гранитные и мраморные надгробные памятники. Чугун и бронза использовались гораздо реже.

Форма традиционного памятника в 18 веке – это вырезанная плита из известняка или литая металлическая плита. Почти всю поверхность плиты занимала надпись – даты рождения и смерти, чины, звания и награды, возраст, информация о земной деятельности, дворянский герб. Оформление такой плиты было ориентировано для массового прочтения – чтобы каждый проходящий мимо знал, кто покоится в этом месте. Край плиты был очерчен орнаментом, резьбой или рельефом. Плиты клали на кирпичное основание горизонтально над местом погребения. На протяжении всего 19 века надгробие в виде плиты активно использовалось на петербургских кладбищах. Но к концу столетия оно уже постепенно утрачивало свою ориентированность на массовое прочтение, становилось более типичным.

Надгробные памятники в 19 веке

С начала 19 века начинает развиваться форма жертвенников - прямоугольный, вытянутый в высоту объемный памятник с широкой карнизной плитой, фронтонами и акротериями. Также могли добавляться элементы из бронзы или мрамора, символизирующие деятельность покойного при жизни.

Ближе к середине 19 века развивается такая форма надгробий как колонна на постаменте. Часто на вершине колонны устанавливали урны, вазы, портреты, бюсты из бронзы и камня, что придавало особую значимость погребенной персоне и становилось смысловым центром памятника. Нередко к памятнику добавлялось изображение плакальщицы или алтаря с книгой, символизирующей священное писание.
Тогда же обязательным элементом надгробного памятника были ограды, чаще всего изготавливаемые из чугуна.

В середине 19 века появляются массивные саркофаги из мрамора и гранита, украшенные орнаментом, резьбой фамильного герба, а порой даже и скульптурами. Вполне типичными элементами становятся фигурки ангелов из мрамора или бронзы, сидящие рядом с памятником.

Также с середины 19 века все чаще стали появляться часовни-усыпальницы – как формы архитектурного надгробия. Как правило, они сооружались на дорогих кладбищах (Новодевичьем, Никольском).
Для второй половины 19 века наиболее распространенной формой становится могильный памятник в виде креста, расположенный на подставке-постаменте прямоугольной формы или каменной глыбе. Как правило, крест изготавливался из чугуна. Уже позже появляются кресты из гранита и мрамора. На старообрядческих кладбищах устанавливали кресты из дерева. Сама фигура креста украшалась различными элементами – орнамент, резьба, цветы.

В начале 20 века, несмотря на антицерковную пропаганду, надгробные памятники в форме креста продолжает активно использоваться на кладбищах Петербурга, только сам крест приобретает различные модификации.

В связи с произошедшей революцией до 1920-х годов работы по созданию надгробий были практически прерваны.

При изготовлении современных памятников наши мастера используют традиции прошлого. Если Вы захотите проконсультироваться с нашим специалистом на предмет создания элитного памятника на могилу, в уникальном дизайне которого использовались бы описанные формы и элементы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (812) 372-51-54. Настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с имеющимися образцами памятников на могилу.

Комментарии закрыты.