Надгробия и памятники нашей эпохи

Начало 90-х годов 20 века связано с наступлением следующего этапа в развитии искусства создания надгробий и памятников и с общим процессом развития общества.

«Русский религиозный ренессанс» начала 90-х годов быстро привел к резкому увеличению количества надгробий и памятников с использованием христианских символов. Незнание исконных православных традиций привело к тому, что часто устанавливались четырехконечные кресты без нижней перекладины, свойственной православию. Кресты дополнялись всевозможными фасками по периметру, рельефными узорами и орнаментами на лицевой и задней стороне, украшались мозаикой.

Еще один важный момент в создании надгробий в конце 20 века - поиск выразительных средств, декоративных приемов и неформальных решений. Например, когда традиции 18-19 веков существуют рядом с сомнительными и не всегда оправданными экспериментами в надгробных памятниках криминальным авторитетам, которые составили новое течение в создании надгробных памятников. Такие памятники совмещали атрибуты православия (крест, изображение распятия и ангелов) и особые разновидности деталей, выражавшиеся в создании скульптур с мобильными телефонами и пистолетами, увешанных нательными крестами на фоне скорбящих ангелов.

Надгробия политикам и артистам заключали в себе изображение портрета человека (бюст на постаменте, рельефный портрет в медальоне) и добавлялись элементы, символизирующие момент смерти или личность человека.

Особый раздел в искусстве создания надгробий 1990-2000-х годов составляют надгробия участников и жертв военных конфликтов. В это время героико - патриотическая символика в воинском надгробии перестает акцентироваться и не возводится на уровень обязательной этической программы.

Все виды и формы надгробий, существовавшие в период с 1900 до 2000 годов, продолжили свое существование и до сегодняшнего дня.

Сегодня чаще всего встречаются полированные гранитные надгробия в виде плит с портретами, которые изготовлены с помощью точечной набивки на поверхности портретов и других изображений, отличающихся лишь конфигурацией. В такие композиции зачастую включены малые архитектурные формы - вазы, урны, кресты и миниатюрные подставки для поминальных свечей. Оценивать такие надгробия можно только с точки зрения качества гравировки и обработки натурального или искусственного камня, не больше и не меньше. Достаточно часто встречаются стандартизованные фигуры ангелов с распростертыми или сложенными крыльями, за последние десять лет буквально заполонившие российские кладбища. Традиции представителей разных конфессий ограничиваются воспроизведением религиозных героев или орнаментов на поверхности надгробий. Православный крест с рельефной фигурой Иисуса Христа или строгий гранитный крест без поперечной косой перекладины - ещё два типичных надгробия, которые повсеместно встречаются на кладбищах Петербурга.

В то же самое время с другой стороны наблюдается обратная тенденция - различными способами придать некую индивидуальность надгробию. Чаще всего это достигается за счет использования элементов ковки, витража, мозаики, которые бы ассоциировались с усопшим.

Сегодня изменилось отношение мастеров по изготовлению надгробий к материалу. Рыночная ценность материала зачастую оценивается как отправная точка надгробия. Чем больше в размерах и дороже камень, тем представительнее считается надгробный памятник.

Комментарии закрыты.